Удаление затонувшего хлама может повредить подводным исторически объектам

image

Современное законодательство не защищает артефакты, и новый правительственный законопроект эту ситуацию не меняет.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроекты, которые призваны стимулировать очистку наших акваторий от всевозможного судоходного хлама, утратившего плавучесть.

Дело без сомнения полезное, но имеет смысл посмотреть с точки зрения возможных рисков для подводных историко-культурных объектов. Возьмем для примера Неву. Вдоль Невы люди активно селились еще во времена неолита. Их расселение и хозяйствование были тесно связаны с рекой, ее притоками, протоками, рукавами, а также прочими водоемами по самый Финский залив включительно.

При производстве работ по удалению затонувших судов существует риск повреждения и уничтожения исторических артефактов, которым не повезло оказаться под свежезатонувшими судами и вблизи от них. В связи с этим возникает вопрос об обследовании места затопления судна на предмет наличия на этом месте, в непосредственной близости от него, а также по маршруту удаления судна-утопленника (особенно, если удалять планируется волоком) исторических или историко-культурных артефактов.

Если они есть, необходимы рекомендации, как удалять затонувший мусор не повреждая исторические объекты. Соответственно, возникает вопрос о законодательной регламентации деятельности по подъему и иному удалению затонувших судов и подготовке к этому удалению именно в части создания законодательных условий для обеспечения сохранности историко-культурных артефактов..

Проблема в том, что Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации ничего по этому поводу не говорят, кроме того, что их действие не распространяется на имущество культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение. Законопроект Правительства, который вносит изменения в эти кодексы, вопрос сохранности артефактов тоже не затрагивает. Так что риски повреждения и даже утраты исторических подводных объектов сохраняются. Не исключено, что каким-нибудь историкам или градозащитникам опять придется собирать подписи в защиту уничтожаемых артефактов, на этот раз подводных.

Похожие новости